Одна из причин пассивности автовладельцев, по мнению Владимира Николаевича, - недобросовестность страховщиков. «По действующему закону полис «автогражданки» не могут продать без талона ТО, - объяснял мой собеседник. - Это своеобразная страховка от того, что автомобилисты просто перестанут проходить техосмотр. Ведь с 1 января госавтоинспекторы на дорогах не проверяют наличие талона. Но агенты отдельных страховых компаний не интересуются, прошёл ли автомобиль ТО, и заключают договор ОСАГО без него. В результате — водители не приезжают на станции техосмотра.

По словам В. Погорелова, такое незаконное упрощение выдачи полиса ОСАГО - медвежья услуга водителю. Ведь при возникновении страхового случая автовладелец, не имеющий талона, номер которого должен быть вписан в полис «автогражданки», не получит страховых выплат. Более того, если этот водитель окажется виновником ДТП, страховая компания может предъявить к нему регрессивные требования по возмещению ущерба.

Возможно, агенты страховых компаний не подозревают, что нарушают закон, но это не снимает проблемы, - заключил генеральный директор ООО «Авгур». В настоящее время он обратился в прокуратуру по конкретным фактам заключения договора ОСАГО без талона техосмотра, с тем, чтобы им была дана правовая оценка. Однако, по словам Погорелова, нарушения страховщиков не ограничиваются только этими фактами. Он сообщил о ЗАО, которое прошло аккредитацию в РСА, не имея даже диагностических линий. ЗАО работает во многих регионах, в том числе и в нашей области. Компания продаёт так называемые предзаполненные талоны техосмотра. В них не указывается дата выдачи, нет подписи технического эксперта, но внесена марка автомобиля, его номер. Автовладелец платит полную сумму за услугу, которая фактически оказана не была. Данный талон, естественно, не регистрируется в единой автоматизированной информационной системе техосмотра. А значит, гражданин останется без страховых выплат в случае ДТП. Зачем такой талон автовладельцу, трудно понять. Страховая же компания получает двойную выгоду: прибыль от продажи талона и сэкономленные средства, которые не придётся выплачивать по факту страхового случая.

 Талон –за тридцать минут

На стационарной станции техосмотра ООО «Авгур» установлены две универсальные линии, которые могут проверять и легковые, и грузовые автомобили с нагрузкой на ось до десяти тонн. Их пропускная способность — 20 тысяч автомобилей в год (по расчётам, которые осуществлялись до принятия 170-го закона). В настоящее время используется другая формула, но на реальную ситуацию данные вычисления мало влияют. Очередей на этой станции практически нет. (В Яковлевском районе зарегистрировано немногим более 11 тысяч автомобилей).

У жителя Строителя Валерия Викторовича Никифорова полис ОСАГО заканчивается в апреле, поэтому он и приехал на техосмотр. Его «семёрке» - одиннадцать лет, но выглядит она блестяще и внутри, и снаружи. А всё от того, что хозяин следит за своей машиной. «Без ухода технике никак нельзя, - говорит мужчина. - Ведь от её технического состояния зависит не только жизнь водителя, но и его родных, которые садятся с ним в машину». По словам водителя, его «жигулёнок» всегда на ходу: зимой возит на рыбалку,  летом - на юг. Ну а процедуру техосмотра он считает очень важной. Она подстёгивает нерадивых водителей следить за состоянием их автомобиля.

Технический эксперт станции просит водителя включить ближний свет, затем — дальний. Проверяет люфт рулевого управления, тормозную систему, содержание СО и СH в выхлопных газах, наличие огнетушителя... Всё быстро, ловко.

- Существует порядок проверки транспортных средств, которого наши технические эксперты строго придерживаются, - объяснял В.Погорелов. - Осмотр легкового автомобиля с оформлением документов не должен занимать более тридцати минут. Осмотр грузовика — от тридцати до шестидесяти минут. Причём мы стараемся  при его проведении полностью исключить человеческий фактор. Прибор, с помощью которого эксперт осуществляет проверку, по беспроводному каналу связи сам автоматически передаёт полученные показатели в компьютерную базу данных. (Вручную эксперт вносит только данные о пробеге автомобиля, вид резины...) Там эта информация  анализируется и выдаётся водителю в виде диагностической карты, где указаны все неисправности машины.

Эти неисправности владелец автомобиля должен устранить. Если клиент  успевает сделать это в течение 20 дней, то при повторном техосмотре эксперт проверяет только те узлы и системы автомобиля, которые не соответствовали требованиям безопасности. Ну, например, рулевое управление или тормозную систему. И, соответственно, оплачивает только эти виды работ. Если же водитель приезжает на станцию позже, ему придётся оплачивать техосмотр ещё раз и в полном объёме. Для легкового автомобиля стоимость осмотра составляет 570 рублей, для мотоциклов — 330 рублей. Владимир Николаевич заметил, что повторный техосмотр в связи с теми или иными неисправностями автомобиля приходится проходить тридцати процентам клиентов.

Владелец исправного автомобиля сразу получает талон ТО, информация о котором в тот же момент заносится в единую автоматизированную информационную систему.   Поэтому и дубликат талона можно получить без проблем. Правда, на сегодняшний день коммерческие операторы техосмотра могут выдавать дубликаты талонов только тем водителям, которые прошли техосмотр у них на станции после 1 января 2012 года. Если же талон был выдан до этой даты, дубликат можно получить только на пункте техосмотра, имеющем договор с МВД. Заплатить за дубликат на всех станциях придётся 90 рублей.

Размер платы за проведение технического осмотра установлен постановлением правительства Белгородской области. Операторы  вправе изменять цену в сторону уменьшения. Однако практически никто их них не пошёл по этому пути. Но многие предусмотрели льготы для отдельных категорий граждан.

- Мы предоставляем льготу в размере 50 процентов от стоимости техосмотра инвалидам 1 и 2 групп, инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, - заметил генеральный директор ООО «Авгур» Владимир Погорелов. - Именно так мы решили помочь нашим землякам.

 Новый закон о техосмотре принимался в том числе с целью искоренить коррупцию этой сфере. «Это реально?» - спросила я у своего  собеседника. Владимир Николаевич пояснил, что законодатели впервые предусмотрели ответственность техцентров и водителей за неисправности, которые стали причиной ДТП. В случае, если страховая компания докажет, что ТО был проведён некачественно и стал причиной аварии, техцентр будет отвечать за такие нарушения. «Зачем же моему эксперту брать деньги за талон без осмотра, если он знает, что наше предприятие впоследствии может пострадать материально и лично его могут наказать? – вопросом на вопрос ответил Погорелов. - Мои эксперты талонами не торгуют и  машину с неисправными тормозами на дорогу тоже не выпускают. Другое дело, что закон в части ответственности довольно «сыроват». Допустим, мы провели техосмотр автомобиля, дали своё заключение о том, что он исправен. А хозяин через время сам поменял тормозные колодки или шланги. И сделал это плохо. По этой причине и попал в аварию. Кто будет виноват в этом случае: мы или владелец машины»?!

«Сыроватость» нового закона доказали и первые  дни его реализации.  С 1 января ни один коммерческий пункт техосмотра в области не мог осуществлять свою деятельность — у них не было талонов. Страховщики оказались не готовы к вступлению нового закона в силу. Необходимые бланки были доставлены в область  только 31 января — и то старого образца. Их и выдают в  настоящее время. «Новые талоны мы недавно оплатили Гознаку и должны их в скором времени получить, - сообщил Владимир Николаевич. – Но,  на мой взгляд, выглядят они менее солидно, чем старые, несмотря на имеющиеся степени защиты».

 Новый талон — не прямоугольной, а квадратной формы, зелёного цвета, ламинировать его нельзя. Автовладельцы нашей области, прошедшие техосмотр,  смогут их лицезреть в ближайшее время. Возможно,  уже  в апреле.

Светлана НЕПОМНЯЩАЯ.

Copyright 2011 ООО "ТехКонцепт" - Сначала талон ТО - потом полис ОСАГО. Очередей на ТО нет
< Contact us for more info.-->
DjVu
@Mail.ru