Начальник управления транспорта областного департамента дорожного хозяйства Владимир Щербинин рассказал, что сегодня в регионе работают 34 пункта техосмотра, максимальная стоимость ТО установлена на уровне 600 рублей. По его словам, теперь контроль за работой линий ТО и их взаимодействием со страховыми компаниями возложен на Российский союз автостраховщиков (РСА). Однако в Вологодской области представителя этой организации нет. В то же время в регионе с принятием нового закона появился и новый федеральный игрок — ЗАО «Техосмотр», ведущий спорную политику.

— Этим заполнен весь Интернет, они действуют не в рамках установленных правил, — намекнул Владимир Щербинин. — Они проводят у себя... облегченный техосмотр.

Зам. прокурора Вологодской области Тофик Ашурбеков на доклад чиновника отреагировал критикой:

— Вы обошли центральный предмет обсуждения. Одна из федеральных организаций нарушает установленные федеральным законом процедуры, и это напрямую связано с безопасностью дорожного движения.

— Закон по формальному признаку не нарушается, — ответил Владимир Щербинин.

Стороны попытались выяснить, кто отвечает за контроль на рынке, но это оказалось непросто.

— ГИБДД больше не имеет таких полномочий, — отозвался начальник управления ГИБДД области Николай Латышев.

В итоге все снова свелось к РСА без представительств в регионах.

Слово предоставили зам. директора областного филиала компании «Росгосстрах» Виктору Кабисову. Попросили объяснить, как строится взаимодействие Росгосстраха и ЗАО «Техосмотр». Руководитель сразу заявил, что знает, о чем пойдет речь, и «заранее готовился» к разговору.

— Мы прекрасно понимаем, что выполнение нового закона — это важное и необходимое мероприятие, — издалека начал страховщик. — Росгосстрах выстроил партнерские отношения с ЗАО «Техосмотр», договор есть, мы его неоднократно представляли проверяющим органам. Согласно этому договору Росгосстрах берет на себя обязательство информировать граждан о возможности проведения техосмотра в ЗАО «Техосмотр» и для ускорения процедуры техосмотра непосредственно на ПИКе (пункт инструментального контроля — авт.) предоформлять часть документов. В частности, заключать договор о проведении техосмотра, принимать от клиента в пользу ЗАО «Техосмотр» деньги, а также выдавать клиенту предзаполненный талон ТО. Обращаю внимание, что в талоне нет ни подписи, ни фамилии технического эксперта. Фактически на момент выдачи талон не является действительным. Мы берем с наших клиентов письменное обязательство в недельный срок явиться на ПИК и пройти техосмотр. В настоящее время функционирует ПИК в Вологде, в ближайшее время откроется в Череповце, мы по просьбе наших партнеров подыскали помещение. Мы намерены все требования закона исполнять, но на сегодняшний момент работа закона трудновыполнима. В десяти районах области нет ПИКов, там практически нет и других страховых компаний, кроме Росгосстраха. Если завтра мы по букве закона не выдадим там ни талона техосмотра, ни полиса ОСАГО, то, я думаю, будет очень много жалоб.

Кроме того, Виктор Кабисов привел данные статистики. В январе по области Росгосстрах, согласно терминологии страховщика, «предоформил» для ЗАО «Техосмотр» около 1,3 тыс. талонов. Все остальные пункты ТО, по мнению предпринимателя, выдали примерно столько же талонов. Однако машин, которым в январе требовался техосмотр, по его же оценкам, —

5 тысяч.

— Где остальные машины? — задает вопрос руководитель. — У нас есть ответ. Они ездят потому, что наши коллеги используют самые различные схемы по, скажем так, исполнению закона.

В числе таких схем г-н Кабисов назвал оформление полисов ОСАГО на дату 31 декабря 2011 года, не вписывание в договор ОСАГО номера талона техосмотра, продажу полисов через брокеров, на которых можно списать что угодно, не указывание в полисе года выпуска машины, вписывание существующего талона ТО в полис, независимо от того, когда истекает срок действия талона.

— Проблема с применением нового закона несколько шире, чем работа компании «Росгосстрах» и работа компании ЗАО «Техосмотр», — заключил выступавший.

Выслушав выступление страховщика, Тофик Ашурбеков снова призвал:

— Я прошу не отходить от предмета разговора. Мы обсуждаем конкретный вопрос: правомерно ли заключение договоров ОСАГО без фактического проведения техосмотра?

— Безусловно, это нарушение, — ответил Виктор Кабисов.

— Тогда почему устанавливаются такие факты в массовом порядке? Вы сейчас сами подтверждаете, что у вас нет надлежаще юридически оформленных талонов ТО. Значит, у вас нет права выдавать полис ОСАГО! Из-за такой незаконной практики дискредитируется государственная политика. В законе четко расписано, что представляет собой процедура прохождения техосмотра. Там ясно описан минимально необходимый набор действий.

Мнение прокурора поддержали владельцы других станций ТО.

— Сначала у всех была проблема получения талонов техосмотра, — вспоминает директор автоколонны № 1456 Виктор Смирнов. — Но фирма ЗАО «Техосмотр» получает аккредитацию

1 января и энное количество талонов. В выходной день. На 15 января Росгосстрах выдал уже около 200 талонов техосмотра, не имея станции ТО.

Предприниматель Андрей Кудрявцев рассказал, что к нему на пункт приезжают автовладельцы уже с полисами ОСАГО от компании «Росгосстрах» и проходят тех-осмотр, понимая, что дело сомнительное. Финансовый директор автоклуба «Регион» Альберт Васильев упрекнул конкурента в собственных убытках:

— Мы открывались 16-го числа, и на этот день у нас было записано около ста машин, — подсчитывает он. — Не приехало ни одной. Они все уехали в Росгосстрах.

Прокурор Череповца Сергей Ивахненко рассказал об уже принятых мерах.

— Вчера я направил исковое заявление в суд о признании этой деятельности страховщика незаконной и направил материалы в антимонопольную службу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного дела, — перечислил прокурор и, повернувшись к Виктору Кабисову, добавил: — Якобы все это делается для пользы граждан... Какая-то непонятная терминология, «предзаполненный талон техосмотра»... Нет ничего этого в федеральном законодательстве.

Также Сергей Ивахненко указал на то, что здание оператору ЗАО «Техосмотр» предоставил в субаренду все тот же Росгосстрах, что уже отчасти свидетельствует о сговоре.

— Люди ждут упрощения процедуры, и если соблюдать закон, то так оно и будет, — подвел итог беседы Георгий Шевцов. — То, что мы сегодня услышали от страховщика... Это дальше ехать некуда. Или вы нормально работаете на рынке, или будут приняты меры, чтобы лишить вас лицензии. Кто будет отвечать за гибель людей, когда на дороги выходят неисправные машины?

Также Георгий Шевцов пообещал лично связаться с РСА и рассмотреть вопрос об организации в Вологодской области представительства союза.

Тофик Ашурбеков добавил, что сейчас ситуация проверяется на наличие признаков мошенничества.

— Идет сбор денег, но не выполняются обязательства по организации техосмотра. Мы обязательно сообщим о принятых мерах, — многозначительно произнес он.

СПРАВКА

В Псковской

области страховщик пойдет под суд

В отношении должностных лиц филиала одной из крупнейших федеральных страховых компаний в городе Великие Луки возбудили уголовное дело, сообщает 8 февраля «Российская газета», не указывая название страховой компании. Страховщиков подозревают в подделке документов. Сотрудники великолукского филиала федеральной страховой компании при выдаче полиса ОСАГО предлагали клиентам оформить талон технического осмотра, не проводя фактическое обследование автомобиля на пункте оператора ТО. Стоимость фиктивной бумажки с печатью составляла порядка 300 рублей. Правомерность выдачи талонов техосмотра, как показала прокурорская проверка, основывалась на договоре между страховой компанией и одним из операторов ТО, который появился на федеральном рынке технического осмотра в начале этого года. При этом предметом договора являлось лишь обязательство должностных лиц страховщика информировать клиентов о возможности пройти технический осмотр на пунктах указанного оператора ТО.

Андрей Ненастьев

Copyright 2011 ООО "ТехКонцепт" - Страховщики злоупотребляют законом о техосмотре
< Contact us for more info.-->
DjVu
@Mail.ru